Мир меняется… Продолжение этой фразы из гоблиновского перевода ВК мне почему-то вспомнилось не раз в процессе поездки. Дело в том, что это путешествие готовилось по материалам с travel.auto.ru, за что большое спасибо авторам статей, рассказывающих про посещение о. Соловки в 1999-2000 годах. Но эти рассказы, к великому сожалению не соответствуют действительности. И причиной тому является то, что на Соловках научились делать деньги. Забегая вперед, скажу, что поездка все равно понравилась – еще многое на острове осталось от той беспечной доброты, которая описывалась упоминаемыми мной авторами, но в первый день впечатления были подпорчены увиденным.
Идея съездить на Соловки обдумывалась мной достаточно давно, даже тогда, когда у меня еще не было машины. Причиной тому было то, что мой дедушка в 1942 году был на этом острове в школе юнг. Когда 10 лет назад мой отец был на этом острове, то он обнаружил несколько фотографий дедушки на экспозиции музея школы юнг.
Изначально мы собирались на Соловки нефотографииделей раньше, но компания, с которой мы собирались ехать, в последние моменты поотказывалась, да и ситуация на работе не очень позволяла сбежать в отпуск. Но в конце концов мой друг с девушкой согласились составить нам компанию. У меня в Петрозаводске живет бабушка, рядом есть дача, поэтому стартовой площадкой был выбран Петрозаводск.
Предварительно я созвонился с портом в Беломорске (тел. 8-814-37-21225), где забронировал 4 билета на теплоход “Беломорье”, а так же с гостиницей “Соло”, где договорился на две двушки с общим санузлом. Правда, по телефону сказали 360 руб. с носа, а в реальности оказалось 400. Так что неизвестности не было.
Мы приехали в Петрозаводск 16 августа, а друзья 19. До Петрозаводска имело смысл ехать на двух машинах, поскольку в обе стороны в моей машине было заставлено даже заднее сиденье. Туда ехали пустые банки, назад полные – ведь год грибной, а 17-19 мы активно собирали грибы. Объемы сбора ограничивал здравый смысл, поскольку грибов было просто немеряно.
Теплоход отходил из Беломорска в 11 часов. Я добавил час на всякий случай и 4 часа на дорогу. Поэтому подъем был назначен на 4 утра, а выезд на 5. Так и получилось.
388 км. от дачи до Беломорска пролетели незаметно: доехали за 3.5 часа. До Медвежьегорска дорога вообще замечательная – от Кондопоги до поворота на Гирвас обновили дорогу, хотя, на мой взгляд, асфальт в дождь будет достаточно скользким.
В Медвежьегорске заправили 20 литров на ТНК (там не наливали полный бак) и поехали дальше на север.
Самая поганая дорога была в Сегежском районе. Дорога вроде бы хорошая, но местами случались провалы в дороге и один раз очень так хорошо подкинуло. От Медвежьегорска до Беломорска (и обратно тоже) гайцы мне не встретились ни разу. В 9 утра мы приехали в Беломорск. Посмотрели на красоты местной природы – на плотину, на скалы: Начали искать порт. По атласу Карелии был какой-то порт за Беломорском: там действительно был порт, только рыбный. Хотя к нему идет красивая дорога по узкой косе, с обеих сторон от которой плещется Белое море. Поскольку я Белое море еще ни разу не видел, то естественно остановился попробовать его на вкус . Соленое: но Черное море солёней.
Доехав до рыбного порта мы выяснили, что нам точно не туда – там было все закрыто и ни одного судна не стояло. Я позвонил по известному телефону и мне рассказали как туда ехать – надо было ехать на 19 шлюз и оттуда уже по дороге в пос. Водников. Приехав на место мы поставили машину на стоянку. Стоянка была охраняемая, за забором и на ней стояли приличные машины, так что мне было не страшно оставить машину. Стоило все это 30 рублей в сутки. Приобрели билеты (650 рублей) , причем с нас сняли по 30 рублей за билет за бронь, а можно было и не бронировать, хотя если бы было две группы туристов, а не одна, то мест могло и не быть. Было еще пара машин с Москвы, одна с Питера и одна из Вологды.
Погрузились в теплоход и пошли: Один из плюсов езды через Беломорск (помимо того, что это самый ближайший к Питеру порт) – это то, что в программу поездки входит шлюзование через 19 шлюз Беломорканала. Занимает оно примерно полчаса, но посмотреть однозначно стоит: По крайней мере одна спутница до момента входа в шлюз считала, что Беломорканал находится на юге .
Вышли из фарватера и пошли прямым курсом на остров. Теплоход развивает 13 узлов, что вобщем-то нормально: субъективно – ветер свистит . Белом море – очень чистое, видна растительность в нем, медузы: пару раз в отдалении видели белух, но сфотографировать не успели – не было фотика под рукой, да и объектив бы дальномерный бы не помешал.
Соловки появляются на горизонте примерно за час до прибытия. Уже в объектив подзорной трубы понимаешь, насколько величественным сооружением является Кремль. И ожидания не обманываются. Внешняя стена Кремля и основа многих стен сделаны из огромных валунов, поэтому прочитанная история про бомбардировку английской эскадрой уже не кажутся вымыслом.
Теплоход прибывает на Тамарин причал, от него достаточно далеко идти до Кремля, и, соответственно до гостиниц. Указателей там нет, поэтому мы просто присоединились к общей массе людей, которые шли к Кремлю. Так мы попали к гостинице “Петербургской”, которая, на самом деле, является общежитием. Там так же есть экскурсионное бюро, в котором нам указали, в каком из домов находится наша гостиница.
Как я уже упоминал, в гостинице нам пришлось подискутировать на предмет цены, но поскольку спрос превышает предложение, то выбора не было: На наше счастье в ресторане гостиницы все было занято и мы пошли в указанное нам на reception”e кафе: Оно находится с другой стороны от Кремля, рядом с электростанцией. По пути в кафе, мы зашли в местные магазины, порадовались тому, что все цены на напитки от кока-колы до вина (цен на водку у меня в голове не было, поэтому не мог сравнить), были где-то вдвое больше, нежели в Питере (к примеру – вино минимум 110 рублей, 2л. Кока-колы 50 рублей, Невское оригинальное – 25 рублей).
Дошли до кафе, сели, сами взяли меню, прочитали, выбрали. Цены радуют – как правило питание по полной программе от салата до чая обходилось в 70 руб. на человека. Но вот сервис: это нечто. Я очень прошу, если кто-нибудь туда поедет, то либо сами купите книжку с правилами сервировки стола и подарите, либо меня крикните – я передам. Потому что в шоке был даже я, хотя я к этому совершенно спокойно отношусь. Каково было одной нашей манерной спутнице, которая даже чипсы не может из-за брезгливости есть из одной пачки с кем-то, остается догадываться! Первая официантка нам конкретно нахамила, что она работает и нечего нам ее отвлекать. Но к счастью, мы ее больше не видели. Зато там есть одна женщина в возрасте, “тетя Оля” ее все звали, вот она все делала качественно и аккуратно. Ей чаевые выдавались в полном объеме:
Мелкие девицы, которые там работают – это нечто: они больше одного заказа в полчаса обработать не могут по причине того, что ячеек памяти не хватает:
Расплескать суп, положить в него рукав – это нормально. Про пресловутый палец в супе я уже не говорю:. Но сколько платим, то и получаем. За три дня нам удалось более-менее построить девушек, чтобы они нам приносили тарелки на подносе.
Кстати, если кто-то там будет питаться – напитки рекомендуется заказывать в баре. Тогда кофе будет заварным, а не растворимым и ассортимент несколько расширится.
Первый день был посвящен Кремлю. Опять же вспомнилось: “Ара, а пачэму аны всэ ломятса туды, а суды ныкто нэ идет? – Гиви, потому что там вход, а здесь выход”.
Вход в кремль стоил 70 рублей и 35 со студентов. Но это через святые ворота. Со стороны Святого озера есть Никольские ворота – вот там можно зайти совершенно бесплатно.
Посетили собор, но там все современное, поэтому не интересно, музеи различные. Для меня был самым главным музей школы юнг. Там действительно есть фотографии моего деда!
Вечером мы зашли в экскурсионное бюро, где нам предложили экскурсию на о. Анзер за 400 рублей с носа. Пообщавшись с местными, мы выяснили, что дешевле нам туда не попасть, поскольку церковь запретила местным туда возить (видимо под страхом анафемы). Монополия, блин: Так что на о. Анзер было принято решение забить и мы отправились отдыхать в гостиницу.
Второй день мы посвятили прогулке по каналам. Это было не совсем правильно, поскольку мы выбрали короткий маршрут, а он практически бесполезен. Там можно прогуляться в Ботанический сад, от Плотичьего озера туда еще идти полтора км. Мы почему-то не пошли, оставив на второй день.
Если кто-то будет выбирать маршрут, то если есть три человека, которые в состоянии грести, то можно выйти с утра пораньше (от гостиницы до лодочной станции 1.5 км), а затем идти по большому маршруту до г. Секирной. Это занимает 2 часа хорошей гребли, зато не надо будет идти 10 км пешком (или на велосипеде, но об этом дальше!). Во-первых, прокат лодки стоит 75 рублей в час, против 80 у одного велосипеда, а в лодку до 6 человек помещается спокойно.
Каналы надо смотреть обязательно – это впечатляет. Озера везде чистые, мы без страха пили везде воду прямо из озера и до сих пор живы . С учетом того, что мы катались не спеша и сели в лодку в час дня, то вечером девушки попросили уже ничего не предпринимать: Еще было немного времени потеряно.
Ночью мы увидели еще одно чудо – северное сияние. Вроде бы и не сильное, но в августе все равно было здорово его увидеть!
22 августа мы утром выписались из гостиницы, взяли напрокат велосипеды и поехали в сторону Секирной горы: Блин, как тяжело ездить на этом китайскопроме. Моя “Кама” едет намного лучше!. Мы доехали до Ботанического сада, оставили велосипеды прямо у входа. Пошли вглубь. Нас встретил охранник следующим диалогом:
О — Здравствуйте!
Я — Добрый день
О — У меня есть ваши билеты, я готов их вам продать! А вы готовы их приобрести
Ну как можно было отказать такому вежливому человеку? Он рассказал нам подробно о растениях, спросил, как мы добрались. Я сказал, что оставили велосипеды у входа, на что нам было сказано, что мы видимо из Питера, поскольку все остальные таскают велосипеды с собой. Было очень приятно: Ботанический сад оставил очень приятно впечатление – там все очень приветливые люди. Да и вообще, все, что за пределами поселка еще не испорчено деньгами – все встречные с тобой здороваются, если что-то не так, сразу предлагают помощь, исключительно вежливые, добрые и приятные люди. Очень разителен контраст с хамоватым обслуживанием в общепите.
Дальше мы разделились: девушки вернулись и сдали велосипеды, чтобы сходить на лабиринты, а мы с Димой поехали дальше на север, на Секирную гору. До нее от Ботанического сада почти 8 км не самой лучше дороге: На китаепроме это было достаточно тяжело проделать, но в конечном итоге мы туда забрались. Это нечто: доминирующая высота и с нее открывается такой чудесный вид! Нафотографировавшись от души, мы продолжили путь на север, до Савватьево. Вот там делать нечего – одни развалины. Мы сфоткались на самой северной точке, где мы были (65*10″100″) и повернули назад. На обратном пути у Димкиного велосипеда сломалось сиденье (согнулась пополам труба, на которую насажено сиденье). В результате от Ботанического сада мы топали пешком – ехать Диме было невозможно. Поругавшись, мы скинули 1 час, сказав, что замучались тащить велосипеды.: К тому времени девушки вернулись с лабиринтов полные эмоций и фотографий и мы пошли в гостиницу, где взяли вещи и пошли на теплоход.
Зайдя на теплоход мы выяснили, что обратные билеты можно было не покупать – команда уже была веселая и о билетах никто не спрашивал. Было очень жалко уезжать с острова, так и не узнав его до конца. Ведь только на третий день мы окончательно прониклись атмосферой острова и с улыбкой смотрели на чопорных туристов, которые только что прибыли. Мы поднялись на верхнюю палубу и бросили по монетке в воду. Вода была прозрачная, монетки лежали на дне и блестели нам в ответ, что мы обязательно сюда вернемся. Теперь я понимаю, что это действительно необыкновенное место!
Обратный путь на корабле я отдыхал – мне еще предстояло вести народ обратно в Петрозаводск.
Дорога была почти без происшествий, за исключением того, что я еле нашел 95 бензин (благо заправился по пути туда и назад бы нам наверно даже хватило бензина, но впритык) и то по 13.50 с аргументацией – “а у других вообще нет”. И был еще один неприятный момент. Черт бы побрал тех, кто рисовал разметку. Я еще по пути туда заметил, что если старая разметка рисовалась правильно, то новая просто была всю дорогу прерывистая не смотря на повороты и прочие опасные места. Я так в темноте и попал в острую ситуацию – пойдя сходу на обгон “Надежды” – разница в скорости была где-то на 30 км/ч, и видя прерывистую линию, вдруг увидел выворачивающую машину из-за поворота. Спасибо водителю Надежды – он притормозил, что дало возможность мне спокойно разъехаться: Но на этом месте могла быть и фура .
Про грибы рассказывать не буду – все и так знают, что год грибной. Так что назад мы ехали тоже битком набитые.
Позже я дополню этот текст картинками и выложу себе на сайт (www.andrianov.spb.ru)
Если у кого есть вопросы – обращайтесь, буду рад ответить. И я надеюсь, что в следующем году (или через год) я таки повторю поездку, только с палатками и на неделю!
Здесь можно посмотреть фотографии.