Суоярвский район образца XXI века – один из многих примеров брошенной земли. Город здесь возник сравнительно недавно, с 1918 по 1940 год это центр Суоярвской волости Финляндии, в 1940 году по результатам советско-финской войны он снова стал частью СССР. Через месяц после начала Великой Отечественной войны и до 1944г. город был занят финнами. В советские годы город находился в пограничной зоне; в Суоярви работали большой завод, леспромхоз, функционировал крупный железнодорожный узел. Сейчас город постепенно приходит в запустение: некогда красивый деревянный мост через озеро на остров (фотография которого до сих пор украшает сайт городской администрации) разрушается, на самом острове наверно уже и не осталось следов аттракционов, которые я помню с детства.
Мало кто теперь знает, что рядом с поселком Кайпаа (из которого вырос город Суоярви) на протоке, соединявшей озера Суоярви и Салонъярви находилось еще одно поселение – Каратсалми. В лучшие годы здесь жило до 7000 человек. В советские годы там располагался пионерский лагерь, а сейчас там остались разве что дачи. Именно в Каратсалми находятся остатки завода, который в Финляндии называют просто Завод Анны.
Про Каратсалми и завод Анны я узнал совершенно случайно. На ноябрьских праздниках я оказался в Суоярви и в качестве окончательного закрытия мы решили съездить к протоке между озерами, приготовить в коптильне рыбу и посидеть на природе в красивом месте. Дорога до Каратсалми вполне приличного качества, через протоку построен новый мост (или капитально реконструирован старый), а сама протока во многих местах перегорожена рыболовными сетями.
Пока все готовили еду, я пошел изучать что есть вокруг и обнаружил в зарослях фундаменты зданий явно промышленного назначения. Местные жители предположили, что это была финская ГЭС, но эта версия у меня сразу вызвала недоверие: какой смысл строить ГЭС сильно ниже плотины и сбоку от течения. Вернувшись домой и поискав как следует по финским сайтам я выяснил, что это вовсе не ГЭС.
В конце XVIII века на озерах Суоярви и Салонъярви и прилегающих болотах крестьяне стали добывать железную руду и вывозить ее на чугуноплавильные заводы в Петрозаводск. В 1804 году графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская решила построить на берегу озера Суоярви чугуноплавильный завод. Она купила Суоярвское имение и запретила крестьянам вывоз руды. На реке Каратсалми графиня Орлова приобрела крестьянскую мукомольную мельницу, приспособила ее под завод, а рядом построила малую доменную печь. Рабочей силой выступили крепостные Орловых и тульские плавильщики.
Недалеко от завода находились месторождения озерной и болотной железной руды, мраморов (“флюсового камня”), песчаников (“горнового” и “мельничного” камня), гранитов (строительного камня), кварца (добавка в огнеупорный кирпич).
В 1811 году графиня Орлова для изыскания в своем имении гематитовых руд пригласила штейгера (горного мастера) Анушина, но он в течение двух лет так и не смог найти хорошего месторождения. В 1814 году в Каратсалми была запущена большая доменная печь. Но завод работал нестабильно, и в 1824 году графиня Орлова продала его вместе со своим имением лесопромышленнику Феодулу Григорьевичу Громову. В 1856 году Суоярвский завод был куплен в казну и затем в течение 46 лет являлся самым крупным и надежным чугуноплавильным отделением Александровского пушечного завода в Петрозаводске. Выплавка чугуна на Суоярвском заводе зависела от военных заказов, она возрастала в годы Крымской и Русско-Турецкой войн.
Особенностью завода было то, что помимо древесного угля в доменных печах использовалась и обычные дрова. Вращением, обеспечивающимся за счет течения воды, повышалась газопроницаемость расплава. Подводящее русло еще проглядывается среди деревьев, а между старыми опорами моста сохранился затвор, перекрывающий поступление воды.
Товары, такие как кастрюли и сковородки, имели высокое качество и поставлялись как в Россию, так и в Финляндию.
Суоярвский завод работал в основном на озерных и болотных рудах, которые добывались старинным ручным способом в объеме 200 000 – 250 000 пудов в год. Кроме того, годовой объем производства был высоким, так как доменная печь был использован в 8-9 месяцев в году.
В результате в 1863 году у завода имелось 45 практически выработанных рудников, удаленных от него на 22 – 80 км. В 1895 году заводу принадлежало 55 рудников, и лишь 10 из них действовали.
Управление Суоярвского завода неоднократно предпринимало поиски и разведку богатых гематитовых руд – на берегу озера Суоярви (1811-1813 г.г.), в районе озера Туломозеро (1862 г.). В 1870 году горным инженером Меньшиковым в районе озера Гизъярви, в 40 км от завода, был найден образец “железного сланца” – гематита. Здесь начались разведочные работы, продолжавшиеся до 1877 года. В итоге Суоярвский завод получил дополнительно 7 небольших месторождений гематитовой железной руды, из которой стали выплавлять чугун высокого качества.
В 1873 году, когда Великое княжество Финляндское выкупило Суоярви, завод был передан в собственность княжества Финляндского.
На заводе Анны в нормальном режиме режиме трудилось 40-60 человек, но на самом деле на обеспечении завода трудилось куда больше человек. Вырубка деревьев и получение древесного угля, производство и транспортировка руды – все это делалось в примитивных условиях, и создавало рабочие места на большом расстоянии от завода.
В начале 1900-х годов Александровский пушечный завод сократил свое производство. Качество “олонецкого” чугуна все менее удовлетворяло новым техническим требованиям. В 1904 году Суоярвский завод был окончательно закрыт.
На сегодня от завода Анны осталось лишь несколько фундаментов и кучи шлака.