08 Июля, день восьмой, Рейне – Будо – Рогнан (Reine – Bodø – Rognan).
День получился наверно наименее насыщенным из всего путешествия. Единственной задачей этого дня была переправа на пароме обратно на материк и по возможности проехать как можно дальше к Трондхейму. Накануне вечером мы с Никитой изучили все авторизованные сервисы Тойоты на территории Норвегии, и пришли к выводу, что нам как раз подходит сервис в Трондхейме. Сегодня была суббота, поэтому до понедельника нам было необходимо добраться до Трондхейма. Однако, все немного усложнялось тем, что расстояние, которое нам предстояло преодолеть, превышало 1000 км. Поэтому и было решено, что мы возвращаемся на E6, в то время, как водоворот Saltstraumen и красивейшая дорога RV17 останутся вне нашего маршрута. Что поделать, за одно посещение все красоты Норвегии не посмотреть. Но это и хорошо – RV17 станет одним из этапов следующей поездки в Норвегию на пути к Лофотенам и китам.
Итак, мы проснулись утром, привычно позавтракав, начали собирать вещи. Как только мы начали упаковку вещей в багажник, приехал Ингвар и не постеснялся нам напомнить, что уже пора уезжать. Мы его заверили, что упаковка уже идет полным ходом. Они с женой отправились убирать соседний рорбуер, а мы продолжили упаковку.
Окончательно собравшись и тепло попрощавшись с хозяевами рорбуера, мы поехали в сторону парома. Правда, метров через 100 я вспомнил, что у меня в кармане остался ключ от рорбуера. Чтобы не возвращаться, пришлось совершить небольшую пробежку.
Доехав до парома, мы подъехали к пункту оплаты. Навстречу нам вышел сотрудник и на хорошем русском языке произнес: “Здрасьте!”. Это даже немного смутило Никиту – русский язык мы уже не слышали достаточно давно. Оплатив паром, мы встали в конец очереди. Краткий подсчет наших шансов на погрузку выявил грустный результат: Не смотря на то, что в очередь на паром в 14:00 мы встали в 11:30, наши шансы уехать на нем достаточно малы – мы стояли в середине второй дорожки, то есть перед нами были полторы дорожки обычной очереди и вся экспресс-очередь.
Тут я должен сделать небольшое отступление:
Это было единственное место в Норвегии, где мы встретили два вида очереди: простая и блатная. Попасть в блатную очередь было достаточно просто: надо было всего лишь заплатить на 160 NOK больше. Причем сделать это надо было заранее, до 21:00 предыдущего дня, бронируя билеты через сайт паромной компании (www.hurtigruten.no). Однако, мы все же решили сэкономить эти 160 NOK, учитывая тот факт, что за сам паром мы заплатили 985 NOK – астрономическую сумму для паромов. Даже ночной паром из Стокгольма нам обойдется дешевле.
Спустя два часа, которые были потрачены на прослушивание Дена Брауна, показался паром. Пока он швартовался, я отметил странную особенность – аппарель у него была только одна. Как оказалось в дальнейшем – это было катастрофическое свойство, по причине того, что всем транспортным средствам на паром приходилось заезжать задним ходом. И если у автобусов это не вызвало какой-либо проблемы, то у достаточного количества кемперов с прицепным домом, заезд на паром задним ходом вызывал явные затруденения – не смотря на трудности с маневрированием, паром забивали так же плотно. По крайней мере, в управлении парковкой одного водителя с прицепным домом было задействовано аж 4 человека.
Закончилась блатная очередь и пошли автомобили перед нами. Я стоял на пирсе и наблюдал за процессом. Места в пароме оставалось все меньше и меньше, а машин перед нами было достаточно много. Но вот чудо случилось – нам дали команду на погрузку. За нами поместилось всего две машины. Так что могу сказать, что середина второй полосы – это и есть граница, дальше которой стоять в очереди на текущий паром, видимо, смысла нет.
Оставив машину, мы поднялись на открытую палубу. Лофотенские острова удалялись от нас и скрывались в дымке – было немного грустно смотреть на них, не зная, вернешься ли сюда когда-нибудь.
До Будо паром идет 4 часа, на борту есть кафе и некоторое количество сидячих мест. Чтобы скоротать время, мы купили карты игральные и лениво играли в дурака. На стенах висят мониторы, которые показывают текущее положение парома в океане.
Будо встретил нас промозглым дождем и холодным ветром. Это вызвало в нашей компании очередной виток обсуждения, стоит ли продолжать путешествие. Однако, в этот раз, решение продолжать не было принято единогласно, хотя и большинством голосов. В любом случае, надо было выбираться из города, поэтому, следуя указателям, мы решили выбираться из города, однако по пути хотели заехать в магазин – почему-то приобрести продукты во время ожидания на лофотенах мы не догадались. По пути встретился Spar, куда мы зашли и купили стандартный набор туриста. Дальше на нашем пути оказался аэропорт Будо, куда мы тоже заглянули, подивившись на современность этого строения. Выехав из Будо, мы взяли курс по 80 дороге в сторону E6.
Как ни странно, но на нашем пути не попадалось ни одного кемпинга. Доехав до города Fauske, мы остановились у местной гостиницы. Видимо в окресностях этого города добывают необычный сорт отделочного камня, потому что вся гостиница была отделана исключительно им. В гостинице нам предложили номера по 900 NOK на двоих, что нам не понравилсь и мы поехали дальше.
Выехав на E6, мы нашли еще пару указателей на гостиницы, однако, поплутав по городу, не нашли ничего приличного, поэтому продолжили свой путь дальше. Выехав по E6 из города, сразу же нашли первый кемпинг. Но все хорошие домики в нем были заняты. Через несколько километров следующий кемпинг и так же самая ситуация. Решаем заехать в следующий город, Rognan, где находим замечательную гостиницу за 750 NOK на двоих. Мы с Юлей сразу же отправились спать, а Катя с Никитой еще совершили пешеходную обзорную экскурсию – как оказалось, это раньше был крупный портовый центр и в городе осталось много интересного.
09 Июля, день девятый, Рогнан – Стейнкьер – Левангер – Стейнкьер (Rognan – Steinkjer – Levanger – Steinkjer)
Утро было не совсем обычным – мы были в гостинице и на завтрак нам предлагался широчайший выбор блюд с шведского стола и самое главное приспособление – вафельница с тестом. Тут-то мы на вафлях и оторвались!
Попрощавшись с Рогнаном, поехали дальше на Юг. Достаточно скоро доехали до очередного пересечения полярного круга, только теперь мы уже возвращались на юг. Как всегда – несчетное количество пирамидок и, что очень порадовало – памятник советским войскам с годами 1941-1945. Все же приятно, что наше участие в войне здесь не пересматривается, несмотря на то, что Норвегия относится к блоку НАТО. Купив очередных сувениров, поехали дальше. Не доезжая до городка Mo I Rana, остановились пообедать на инфопункте у красивого озера. Неподалеку от нас купалась молодежь, но мы купаться не стали. Пока кушали, мимо нас прошла какая-то странная группа из 4 человек, с виду ассоциировавшихся с еврейскими миссионерами. Долго ходили вокруг нас, но не решились подойти.
Mo I Rana оказался достаточно крупным промышленным городом, а вот следующий город, Mosjøen, где жил один мой знакомый, наоборот оказался крошечным. Но в нем мы сделали остановку – зашли в туристическое информбюро и взяли набор очередных рекламных проспектов. Дальнейшая дорога была совершенно обыденной, пока мы не приехали в Стейнхьер. Заправившись на Шелле, поскольку уже было достаточно поздно, было принято решение искать ночлег. Первые попытки не увенчались успехом, пока знаки не привели нас в город Левангер. Первое, что мы увидели на въезде в город, был фирменный сервис Тойоты. Туда-то нам и было надо. В Левангере, естественно, с ночлегом оказалось тяжело – единственный кемпинг был уже забит, но девушка в приемной была настолько любезна, что обзвонила все ближайшие кемпинги и даже гостиницу. Гостиница вылезала из бюджета, а кемпинги все были заполнены.
В это время я изучал проспекты и нашел неплохой отель-общежитие Steinkjer Kurssenter за 450 NOK с завтраком. Позвонили туда – места есть. Поэтому поспешив проехать обратно 40 км. и поселившись в гостиницу, мы как раз успели включить телевизор к финальному свистку чемпионата мира по футболу 2006 г.
10 Июля, день десятый, Стейнхьер – Левангер – Трондхейм (Steinkjer – Levanger – Trondheim).
Поскольку автосервис открывался в 7:30 утра, то подъем был назначен на 6:00. Быстро позавтракав (шведский стол оказался уже к этому моменту опустошенным предыдущей группой товарищей), отправляемся в путь и приезжаем в автосервис. Менеджер был немало удивлен посетителям – мы были первыми русскими на этой станции технического обслуживания. Нам было предложено окно в 14.00, при том, что расписание уже было составлено и нас запускали вне очереди. Мы попросили позвонить в Трондхейм, но там нас тоже не были готовы принять раньше. Поэтому ничего не оставалось, кроме как согласиться на 14.00. Спросив, можно ли чего-нибудь посмотреть в Левангере, один из сотрудников нам рассказал, что вобщем-то смотреть нечего. Поэтому было принято решение ехать в Трондхейм, выбирать гостиницу. Пока Никита вел машину, Катя звонила по списку из буклета. Первый вариант, Trondheim Apartment Hotel, нас сразу озадачил – апартаменты с 2 спальнями, кухней и включенным завтраком – 1300 НОК. Договорились, что скоро приедем посмотреть комнаты и оставить вещи.
Как известно, в Трондхейм ведет платная дорога. Однако, есть и бесплатный объезд, описаный на сайте С. Тихомирова. Для начала мы решили попробовать этот бесплатный объезд. Достаточно загруженная узкая дорога, поэтому по времени разница получается достаточно существенная. Пару раз заблудившись, один раз спросив дорогу на заправке, я наконец разобрался с автороутом и GPS, благодаря которым, мы нашли отель.
У входа нас встретил импозантный менеджер, Rune, который пригласил нас, чтобы показать апартаменты. Это было что-то невообразимое! Две спальни, одна из которых была просто огромная, большая кухня, конференц-зал с камином, ванная и подсобное помещение с сушильным шкафом и стиральной машиной. По сравнению с закутками, в которых нам приходилось останавливаться, это было что-то несравнимое. Естественно, мы тут же согласились, оставили вещи, поскольку в номере еще не прибирались. Да, Rune так же сообщил о том, что в отеле есть и бесплатный WiFi и обещал принести логин с паролем. Кстати, это было единственное место во всей Норвегии, где оплату по карте приняли с помощью слипа. А списали деньги только в сентябре.
Оставив вещи в отеле, мы поехали отвезти девушек в центр, а после этого отправились на автосервис.
Сдав машину, у нас появилось несколько часов свободного времени, которое было сложно применить по назначению – вокруг нас был абсолютно неинтересный район. Однако, достаточно скоро рядом с нами села в ожидании своей машины норвежка средних лет. Мы разговорились, она оказалась учительницей в местной школе, но достаточно знакомой с тем, что такое СНГ: она и в Ленинграде была и в Москве и даже в Чернобыле в составе международной комиссии.
Через некоторое время к нашему общению присоединился тот самый сотрудник (к сожалению, уже не смог вспомнить его имя), который утром рассказывал нам про Левангер. После этого общение стало еще интереснее – мы много узнали про Норвегию, про пенсию в Норвегии – он собирался выходить через месяц на пенсию и радовался тому, что она будет больше, чем его нынешняя зарплата. Вдвоем они расспрашивали про наше путешествие и, взяв карту в руки, начали наносить нам точки, обязательные для посещения. Одной из них был Прейкестолен – отвесная скала…
Закончив с обслуживанием, мы получили великолепный штамп в сервисную книжку с названием станции Toyota Hell Bil. Затем получили наряд-заказ, в который не влез питерский номер и первую букву вычеркнули, расплатились (сумма получилась в 4 раза дороже Тойоты-Пулково), тепло попрощались со всеми – нам подарили по брелку фирменному, а мы в ответ по 10 рублевой бумажке.. Эх, сколько раз говорил себе, что надо в поездку брать открытки с видами Петербурга.
Вернувшись в Трондхейм уже по платной дороге, поставили машину на платную стоянку, затем встретили наших девушек и немного с ними прогулялись по набережной. Девушки заходили в рыбный магазин и купили нам мидий и креветок, поэтому нас ожидал ужин из морепродуктов. Помимо этого, они уже обошли весь город и составили для нас план обзорной экскурсии.
После ужина мы еще раз пошли гулять, уже оставив машину у отеля. Дошли до набережной, посмотрели расписание паромов к форту в акватории порта Трондхейма, прошлись до собора, Nidaros Cathedral. Девушки уже поднимались наверх и сохранили билеты для нас, но увы, мы не успели до закрытия. От собора по маленькой тихой улочке дошли мимо захоронений различных деятелей до старого деревянного моста, за которым увидели замечательное инженерное творение – Trampe, лифт для велосипедистов. Принцип действия очень прост – в поребрике уложен специальный рельс, по которому ходит упор для пятки. Таким образом, опираясь одной ногой на этот упор можно подняться на верх склона.
В этот час на улице было достаточно много туристов и один местный житель демонстрировал это приспособление в действии. Пройдя по стареньким узким улочкам, мы вышли на главный проспект, по которому пошли в сторону отеля. По пути мы прошли мимо старого трамвайного депо, откуда еще выходили рельсы. Учитывая тот факт, что я не видел трамваев в Трондхейме, я решил, что депо осталось еще со старых времен. Оказалось, я был прав только отчасти и у Трондхеймского трамвая оказалась очень интересная судьба.
11 Июля, день одиннадцатый, Трондхейм – Скала Троллей – Гейрангер (Trondheim – Trollstigen – Geiranger)
Это день, наверно был наиболее насыщенным из всего путешествия. Поэтому очень сложно передать все эмоции и впечатления, полученные за этот день.
Утром, позавракав и попрощавшись с Rune, мы отправились в порт, где, оставив машину на стоянке, пошли к кораблю, который отправлялся к форту , расположенному недалеко от Трондхейма. Билет стоил 50 NOK с человека в обе стороны, что, по моему мнению, было совсем не дорого. Нет смысла пересказывать всю историю этого форта – за 1000 лет истории ему досталось от всех поколений – викинги выставляли на колах отрезаные головы в качестве предупреждения гостям; форт был и тюрьмой для политических заключенных и военной базой и даже базой подводных лодок во время оккупации нацистами.
Экскурсия традиционно проводилась на двух языках: норвежском и английском, причем английскими слушателями были только мы. Особенно хочется отметить пороховой склад с необычайной акустикой. К сожалению, петь никто из нас не умел, поэтому мы не смогли воспользоваться этим необычным залом.
Снаружи все так же стоят пушки времен великой отечественной войны, бродят местные коты. Нам повезло, посколько мы были первыми посетителями и еще не было такого массового наплыва туристов – можно было проводить сколь угодно времени у любого экспоната. Но вскоре кораблик привез очередную партию туристов и мы отправились обратно в Трондхейм.
Перед отъездом мы зашли еще раз в рыбный магазин и купили с собой в дорогу котлет рыбных. Эх, какие они были вкусные.
Наконец, распрощавшись с Трондхеймом, который оставил самые лучшие воспоминания и желание вернуться сюда еще раз, мы поехали по E6 на юг. План маршрута этого дня для меня был наиболее сложным. С одной стороны, все текущие планы как правило, были слегка оптимистичны, в результате чего день получался перегруженым, с другой стороны, все равно хотелось большего количества впечатлений. Поэтому, в городке Oppdal мы покинули E6 и свернули на 70 дорогу. Подъезжая к концу населенного пункта, я заметил первую засаду полицейских с радаром. Не заметить их было сложно, такие они были цветастые. При этом, радар был закреплен на штативе, а сами полицейские сидели в багажнике своей Volvo XC70 и ждали улов. Я же ехал с другой стороны, поэтому мою скорость они не проверяли в принципе (а зря!). Следующей остановкой был городок Sunndalsøra, где я сбегал в местное информбюро. Никаких новых путеводителей там не оказалось. В Eidsvøg мы свернули на 660 дорогу с целью избежать паромной переправы в Åfarnes. Наша дорога лежала вдоль фьорда Langfjorden, пейзаж за окном был привычным и все пассажиры спокойно дремали под аккомпанимент аудиокниги. Заехав в деревушку Nauste я наткнулся на скопление людей, стоящих у ворот а-ля “Старт-финиш”. Один человек попытался меня остановить. Я остановился и не сообразив, где я нахожусь, спросил у него по привычке: “Чего случилось?”. Услышав неродную речь, человек тоже удивился и жестом показал мне, чтобы я проезжал дальше. А дальше был какой-то детский забег. Странные вообще дела – если по трассе бегут дети, то ее все же неплохо было бы перекрыть более тщательно. Пропустив детей я осторожно поехал дальше. Рассматривая окресности, я не заметил, как пропустил поворот направо – наша дорога уходила в горы, а я ехал дальше прямо. Осознав ошибку, пришлось возвращаться назад, при этом чуть не поймав в лоб какого-то лихача, которого вынесло на внешнюю часть поворота.
Дальше наша дорога шла в горы и мы наконец увидели первый настоящий серпантин: 10% уклон и перепад высот 500 метров. Достаточно легко забравшись в горы, я начал спуск. Это было весьма увлекательное занятие – не смотря на торможение двигателем, приходилось подтормаживать и тормозами. Было немного страшновато их перегреть, хотя все обошлось нормально.
Вернувшись к фьорду, наша дорога пошла по берегу. Мы ехали и рассматривали организованные места для стоянок со столиками вдоль побережья и обсуждали, что неплохо бы где-нибудь остановиться. Так за обсуждением, мы въехали в плотнейший дождь – дворники еле справлялись на максимальной скорости. Однако, в Åfarnes, где начинается 64 дорога, мы снова свернули на юг и начали выбираться из дождя. Проехав между скалами, мы выехали в Torvik. На противоположном берегу находился Åndalsnes, где нам нужно было свернуть на E136. Однако, для этого нам предстояло проехать километров 20 по обеим сторонам фьорда. Пока мы ехали на восток, мы опередили дождь и обогнув фьорд, мы остановились на первой попавшейся стоянке для того, чтобы успеть достать еду из багажника. Как только захлопнулась дверь багажника нас настиг ливень. Но мы уже сидели в тепле в машине и спокойно обедали. Пообедав, я уступил руль Никите, а сам взялся за телефон, обзванивая потенциальные места ночлега в Гейрангере. К нашему удивлению, я достаточно быстро нашел две комнаты с удобствами по весьма приемлимой цене (500 NOK за комнату с кухней и 450 NOK за комнату без кухни). Договорились с хозяином, что мы прибудем в 8 вечера. Если кому интересно, телефон хозяина – +4793264497.
В Åndalsnes заправились и чуть дальше свернули на 63 дорогу. Дорогу к Стене троллей. Хочется отметить тот факт, что я не совсем осознавал, как мы едем и пока мы проезжали саму долину троллей, мне казалось, что это еще не оно. Однако, мы подъехали к стоянке, расположенной под уклоном и нашему взору открылось все величие Лестницы Троллей: узкая извилистая дорога, бегущая вверх по почти вертикальному склону, над которым возвышаются колоссальные скалы, называемые Королем, Епископом и Королевой. Взяв в руки оба фотоаппарата мы начали снимать все это великолепие. Наконец, мы поехали вверх, а я снимал происходящее за окном на видеокамеру. Нет слов, чтобы описать этот восторг и, одновременно, ужас от происходящего – эта дорога не для тех, кто боится высоты.
Наконец мы на вершине. Естественно, тут куча сувенирных магазинов, поэтому, остановившись у одного из них, мы пошли на смотровую площадку. Тут нас настиг оставленный чуть ранее дождь, поэтому мы моментально промокли насквозь и не смогли долго наслаждаться этими видами. Однако, Катя нашла таки свой сугроб, у которого давно мечтала сфотографироваться.
В сувенирной лавке встретили московскую пару, которые с присущим москвичам размахом, пытались купить самого большого в этом месте тролля (я даже не был уверен, продавался ли он или был элементом местного дизайна), пообщались с продавцами, которые посетовали на русских, которых привозят сюда автобусами и которые совершенно не знают никакого иностранного языка.
Дальше наш путь лежал вниз к паромной переправе Valldal – Eidsdal. Подъехав к переправе, мы увидели хвост только что отошедшего парома. При этом уже было почти 8 вечера. Я позвонил хозяину дома, с которым договорился о комнатах и предупредил его, что мы задерживаемся. Наконец, нас забрал паром, выгрузил с другой стороны фьорда и мы поехали вверх, в гору дальше. Ощущалась усталость – уже было около 11 вечера, поэтому мы банально проскочили смотровую площадку при выезде к гейрангеру. Понимая, что завтра мы сюда не вернемся, Никита сделал весьма своеобразный маневр и, развернувшись, вернулся к стоянке у площадки.
Отсюда открывался вид на водопад 7 сестер сам фьорд. Прогулявшись, мы спустились к самому городу. Тут настало время звонить хозяину кемпинга. Позвонили, получили инструкции. Поехали дальше в гору. Через пару минут хозяин мне сам перезвонил, не наша ли это синяя машина едет в горку. Естественно, это были мы. Ему сверху было неплохо видно и он руководил нашим движением. Наконец, мы запарковались у частного дома. Выяснилось, что мы звонили в Westerås camping, а наш собеседник привел нас в дом своих родителей – они тоже сдают комнаты. И нам достались две шикарных комнаты, причем каждая была с видом на Гейрангер. Поэтому могу смело порекомендовать это место, только при бронировании имеет смысл уточнять, что хочется имеено в тот дом, который рядом с отелем, а не в кемпинг.
Выгрузив вещи, мы спустились обратно в город к магазину и банкомату. Последний, правда, пришлось поискать немного – хозяева не принимали к оплате карточки, только наличные. Заодно в магазине купили морошкового варенья и разнообразных колбас из местной фауны – лосей и оленей. Вернувшись в дом, мы составили окончательный план нашего путешествия: мы не попадаем в осло и на прекестолен с той целью, чтобы вернуться домой в субботу. Поэтому я вышел в интернет и, используя свою карту Viking Club забронировал нам паром по весьма гуманной цене. Правда, я так и не был уверен, что все получилось – онлайн-бронирование осуществляется только на шведском языке.
Так и закончился этот день – мы засыпали под шум горной реки, впервые за последнюю неделю увидев темную ночь.
12 Июля, день двенадцатый, Гейрангер – Берген (Geiranger – Bergen) 101 км туннелей.
Утро было стандартным для этого путешествия: завтрак, сбор и старт. Однако, для начала мы спустились обратно к фьорду. Во-первых, что нам захотелось прикупить с собой в Петербург оленьей и лосиной колбасы, а во-вторых, там ночью пришвартовался огромный океанский лайнер, и упускать возможность на него посмотреть было несколько неразумно.
Затем мы начали подъем вверх по дороге. Чуть выше домика, в котором мы ночевали, располагалась очередная смотровая площадка. Остановились, сделали фотографии. Затем поднялись еще выше. Здесь находится развилка: прямо – дорога к ледникам и Бергену, а вверх – на самую высокую обзорную точку, откуда можно созерцать Гейрангер – Далсниббу. За проезд наверх собирают оплату, но сравнительно небольшую по местным меркам, поэтому я даже не запомнил стоимость. Вверх идет весьма крутой подъем с серпантином и грунтовой дорогой. Наверно асфальт здесь был бы просто опасен для туристических автобусов. Машиной управлял Никита, поэтому я спокойно смотрел в окно и понимал, что я бы не хотел здесь ехать на автобусе. Dalsnibba встретила нас сильным холодным ветром. Причем очень сильным – стоять на открытой площадке было невозможно. Поэтому мы быстренько сделали фотографии окрестностей, посетили магазин сувениров и поехали обратно вниз. Вернувшись на дорогу 63, мы поехали дальше на юг, и вскоре, миновав два небольших озерца, свернули на дорогу 15. Сразу же после поворота начался достаточно длинный туннель. Затем еще один и потом еще два. Это все дело меня позабавило, и я начал суммировать длины туннелей, зная, что нам еще предстоит их достаточно много. Затем мы проехали городок Stryn и поворот на Briksdalen. Удивительно, но я был в полной уверенности, что нам дальше прямо и мы проехали мимо поворота на ледник. Затем, оплатив проезд в очередной будке, собирающей дань с путников, мы углубились в очередной каскад туннелей. Проехав все эти туннели, мы оказались на берегу одного из рукавов Sogne Fjord с четким пониманием того, что с ледником мы промахнулись. Сделать с этим уже ничего было нельзя, и мы продолжили свой путь дальше. Дорога, по которой мы ехали уже имела номер 5, туннели сменяли друг друга, пока наконец не привели нас прямо на паромную пристань. Очередной шедевр норвежских инженеров – дорога в туннеле разделилась на полосы ожидания, а прямо в конце ее была погрузочная пристань. Постояв в очереди, мы дождались парома, который нас быстро и достаточно дорого (как и все другие норвежские паромы) переправил на другую сторону Sogne Fjord. Еще один туннель и мы в городке Lærdalsøyri. Пообедав, мы приступили ко второй части путешествия – прямо перед нами начинался самый длинный автомобильный туннель в мире: Lærdalstunnelen, длиной 24,5 км.
Много всего было сказано про этот туннель. И я о нем читал в журнале “Вокруг света”. Но все равно я не предполагал, насколько грандиозно это сооружение.
Каждые 8 км в нем расположены площадки, на которых можно остановиться и сфотографировать машину. На одной из таких площадок я и остановился. Напротив меня стояли норвежские стрит-рейсеры, которые старались выжать из своих двигателей и глушителей максимально громкий звук. Все равно, до наших им еще далеко.
Проехав туннель, мы оказались в деревне Флом (Flåm), в которой заканчивается уникальная по своей красоте железная дорога. Конечно, стоило остаться здесь на целый день, но у нас его уже не было, так что в программу следующего посещения Норвегии добавился еще один пункт. Потом были еще туннели, водопады вдоль дороги, но чем дальше я ехал, тем больше ощущалось, что мы приближаемся к Бергену – самому дождливому городу Норвегии. Пока я вел машину, Катя подбирала нам ночлег на ближайшую ночь.
Нет смысла описывать дорогу – словами это не передать, надо видеть самому. Туннели, водопады, озера… Тем не менее, к моменту пересечения знака “Берген” я насчитал ровно 101 км туннелей, которые мы проехали за этот день. Это было впечатляюще.
Берген нас встречал дождем и сыростью. С помощью GPS и Автороута мы нашли тот кемпинг, с которым договаривались. Без навигатора это было бы достаточно трудно, поскольку в городе куча туннелей и сами туннели представляют собой развязки. Пару раз мы проезжали мимо постов оплаты, но платить было некому, поэтому мы на них не обращали внимания.
Подъехав к кемпингу, мы зашли внутрь. Внутри домик произвел на нас двойственное впечатление. С одной стороны, сами спальные комнаты были не так и плохи, но санузлы были достаточно далеко от комнат и контингент, который собрался в холле был немного странноват – большая часть постояльцев ночевала в своих палатках во дворе.
Поговорив с хозяином кемпинга, мы отправились к банкомату, снимать деньги (в кемпинге не было терминала), и тут у Кати зазвонил телефон.
Как оказалось, это звонила одна из сотрудниц одного из кемпингов, которые мы обзванивали до этого. Она сказала, что у них дома есть комнаты для гостей, которые они нам готовы сдать. И от центра недалеко, и цена неплохая, только вот ремонт там еще не закончен. Посовещавшись, было принято решение, съездить проверить что нам предлагают. Только девушки еще дополнительно решили вернуться, сдать ключи, аргументируя это тем, что вряд ли нам предлагают что-то сильно хуже тех условий, которые есть в этом кемпинге, а возвращаться потом назад – это дополнительное время.
Так и сделали: хозяин кемпинга был, конечно, слегка расстроен, но что поделаешь… С помощью той же навигации мы нашли домик, куда нас звали. Снаружи дом производил впечатление избушки на курьих ножках, случайно оказавшейся в мегаполисе: деревянный дом со всех сторон окруженный бетонными строениями. А внутри… когда нам говорили, что там ремонт еще не закончен, для меня это уже было подозрительно. Но оказалось, что нам предлагается ночевать на стройплощадке. Увы, других вариантов уже не было, поэтому нам оставалось только согласиться.
Была и другая проблема: парковка. Этот вопрос заранее по телефону не поднимался. А зря – судя по знакам, у этого домика в принципе не было возможности припарковать гостевую машину. Можно было конечно воспользоваться парковкой отеля неподалеку, но вряд ли это бы не ударило по нашему отощавшему бюджету. Но не зря же мы уже почти две недели провели в Норвегии. Было принято решение поставить машину на парковку ближайшего офисного здания (прямо напротив нашего домика), поскольку ночью машин там было мало. А утром, при возникновении проблем, можно было бы их решать уже на свежую голову. Забегая вперед, скажу, что проблем не возникло. Так и закончился этот день, за ужином и обсуждением дальнейших планов: завтра нам предстояло осмотреть Берген, его окрестности и доехать до Швеции, а это 550 км по карте.
13 Июля, день тринадцатый, Берген – Драммен – Токсфорс (Швеция) (Bergen – Drammen – Töksfors)
Утро началось очень рано – в 7 утра по местному времени. Помимо того, что нам предстоял весьма насыщенный день, была еще и проблема с парковкой, не хотелось испытывать судьбу. Поэтому мы после стандартных утренних процедур – завтрака и сбора перевезли машину на платный паркинг рядом с бухтой Vågen и отправились изучать город.
Поскольку на осмотр города предполагалось отвести 2 часа, что было крайне мало, мы решили разделиться по парам. Таким образом, Катя с Никитой уделили намного большее внимание ганзейской набережной Брюгген (Bryggen), в то время, как мы с Юлей сначала побродили вокруг рыночной площади, посмотрели церковь Korskirken, собор Dornkirken, а затем поднялись на фуникулере Fløibanen (Флойбанен) на холм Floyen. В такой ранний час на холме было совсем безлюдно, поэтому мы смогли спокойно погулять и насладиться красотой видов. Не могу не отметить тот факт, что нам очень повезло в этот день с погодой – светило солнышко и ни о каком дожде и мысли не возникало.
Спустившись на фуникулере вниз, мы отправились к рыбному рынку, где у нас был назначен сбор. За время ожидания Кати с Никитой наш багаж пополнился некоторым количеством сувениров, в том числе – классической норвежской лыжной шапкой.
Встретившись, мы купили по рыбному гамбургеру и поехали в сторону Аквариума.
Аквариум Бергена – это, вне всякого сомнения, одно из украшений города. Его обитателей можно рассматривать несколько часов, а оставшееся время можно провести за просмотром документальных фильмов. Первое, что встречает посетителей – отгороженный вольер, в котором мирно живут королевские пингвины. В бассейне у самого здания Аквариума живет морской котик, который очень любит играть с посетителями, а сразу после входа в помещение находятся водоемы, в которых обитают звезды, камбалы и еще много всякой безобидной живности. При этом всех обитателей разрешено трогать руками, так что вокруг бассейна всегда находится куча детей.
Просмотр всех обитателей Аквариума у нас занял больше часа, после чего мы решили посмотреть Fana church и развалины монастыря Lyse. Пока мы доехали до церкви, мы весьма здорово поплутали, проехав практически до аэропорта. Зато по пути посмотрели Troldhaugen – дом Эдварда Грига.
Завершив осмотр достопримечательностей, мы по 137 дороге от деревни Os поехали на север к дороге 7. Дальше наш путь лежал именно по 7 дороге – старой дороге от Осло до Бергена, которая, судя по карте должна быть безумно красивой.
Первая остановка была в Bruravik, где я сел за руль, и стал дожидаться парома. Паром переправил нас на другую сторону Eidfjorden и мы продолжили свой путь дальше. Через некоторое время я уперся в хвост плотному потоку, скопившемуся после знака, обещающего крутой подъем в туннеле. И действительно, нырнув в туннель, начался подъем, а заодно и поворот налево. Вынырнув из туннеля в галерею, я посмотрел направо и увидел дорогу, по которой я только что приехал! Мы сделали полный разворот внутри скалы. Тем временем, начался следующий туннель, форму которого я не возьмусь описать – с поворотами и неизменным подъемами. Мы проехали две галереи и, наконец, окончательно вынырнули на вершине скалы рядом с остановкой у водопада Vøringfossen. Остановившись, мы пошли его смотреть.
С одной стороны, водопад не представлял чего-то необычного – уж водопадов мы за это путешествие насмотрелись. С другой стороны, высота его падения была весьма значительной. В любом случае – это было еще одно красивое место, которое мы посетили – и одно это уже было здорово.
Вернувшись к машине, мы нашли рядом еще два припаркованных питерских автомобиля. Все же популярна Норвегия у соотечественников! Однако, карта говорила нам, что на этот водопад можно посмотреть и с другой стороны. Попытавшись найти эту смотровую площадку, мы уперлись в пункт оплаты, который желал с нашей машины очередные 100 NOK. Учитывая тот факт, что водопад мы уже видели, было принято решение денег и времени не тратить и ехать дальше.
Чем дальше мы продвигались по дороге 7, тем выше мы ехали – GPS уже давно перевалил за отметку 1км над уровнем моря. За окном пейзаж был более похож на заполярный. То и дело были видны шапки снега на некоторых вершинах.
Так мы и добрались до города Geilo, где нам предстояло свернуть направо, на дорогу 40.
Удивительно, но основной поток продолжал двигаться дальше по 7 дороге в то время, как все мои расчеты показывали, что нам лучше свернуть на дорогу 40. Метров через 500 после поворота я проехал информационный щит, показывающий, что впереди ждут 3 горных перевала, высотой больше 1000м каждый и с хорошими уклонами на подъемах и спусках. Все пассажиры спали, поэтому ту красоту, которая оказалась за окном, видел только я. Жаль, что не осталось фотографий, но сюда я вернусь еще раз обязательно.
На последнем спуске, который, если я все еще помню правильно, был наиболее скоростным, все проснулись от заложенных ушей, и это было очень удачно – минут через 5 мы наткнулись на площадку для отдыха, на которой сделали привал. Не могу не отметить тот факт, что все рыбные гамбургеры, которые мы купили в Бергене, были очень-очень сытные.
Отдохнув, мы отправились дальше. Из забавных моментов я могу отметить только знак (как мы его восприняли) “осторожно, верблюды” – в том же стиле, что “осторожно, олени” на севере страны. Мы немного повеселились на тему, откуда тут могут взяться верблюды, пока не увидели ферму, на которой мирно паслись ламы. И еще на заправке в Lampeland мы повстречали красиво раскрашенный автобус. Так, без каких либо проблем по абсолютно пустой ровной дороге мы приехали в Kongsberg, где надо было поворачивать налево на E134. Поворот заставил немного очнуться – мы минут пять пропускали весь транспорт, которым надо было уступить дорогу. Зато потом, влившись в поток, мы поехали в сторону Осло. В Drammen мы, правда, не с первой попытки, свернули на 23 дорогу, которая по скоростному туннелю под Oslofjorden в объезд Осло вывела нас на E18. Туннель был хоть и платным, но сравнительно доступным – 54 NOK. Теперь уже до Швеции оставались считанные километры пути.
Тем не менее, надо было в очередной раз решать вопрос с ночлегом. Поэтому, по мере приближения к границе, мы начали обращать внимание на знаки. Однако, найти что-то приличное не удалось: единственная немного потрепанная гостиница, которая была готова нас принять, была найдена в Orje. При этом на входе нас встретил “ночной портье” панковского вида, а цена была озвучена в 950 NOK за номер, что было слегка дороговато для гостиницы такого вида. Так что нам ничего не оставалось, как пересечь границу и выехать в Швецию.
Надо сказать, что пересечение границы для всех нас было каким-то грустным. Не смотря на кучу неприятных моментов, нам всем очень понравилось в Норвегии. И было очень жаль, что наше путешествие по Норвегии уже точно закончилось. Тем не менее, нам предстояло решить еще одну проблему – попытаться получить каких-либо денег по Tax Free. Учитывая тот факт, что часы показывали больше 11 вечера, а таможенники на границе не проявляли к нам никакого интереса, мы принялись читать стойки информации. Удача в этом деле нам не сопутствовала – английского текста там не было, а оба используемых языка для нас были слегка непонятны. Так что не справившись с этим вопросом, мы поехали дальше.
С ночлегом проблема решилась достаточно быстро: как я и предполагал, сразу после границы, в первой же крупной деревне Tocksfors, мы нашли гостиницу. Результатом наших звонков в переговорное устройство было явление миниатюрной горничной азиатской внешности в прозрачной ночной рубашке. Тем не менее, оказалось, что нам тут будут рады всего за 700 крон, которые уже были шведскими, а значит – куда более дешевыми. Само общение было тоже очень забавным – использовались все доступные языки, а окончательная сумма была набрана на мобильном телефоне. Из минусов – отель не принимал карточки, поэтому утром нам предстояла увлекательная поездка до банкомата, который я, вроде бы, видел по пути.
14 Июля, день четырнадцатый, Токсфорс – Стокгольм – Паром Викинглайн (Töksfors – Stockholm – Viking line ferry)
Ранний подъем, девушки пошли на завтрак в ресторан, а мы с Никитой отыскали банкомат, сняли денег и, вернулись в отель, чтобы расплатиться. Паром у нас отправлялся в 16.30, поэтому лишнего времени у нас не было. Выехав из гостиницы, мы вернулись на E18, по которой и продолжали движение вплоть до самого Стокгольма без каких-либо достопримечательностей.
Единственное, что запомнилось – это завтрак в Karskoga. Запомнился он тем, что по сравнению с Норвегией мы, как будто, бесплатно поели – 22 SEK на человека. Еще в этом же городе был замечен указатель на музей Нобеля. Но времени на осмотр у нас не было.
В Стокгольм мы приехали по E18. Дело в том, что я занес в Autoroute терминал Silja Line, в то время, как у нас были забронированы билеты на Viking Line. Более того, поскольку у меня это был первый опыт использования карты Viking Club, я был совсем не уверен в правильности наших действий. Поэтому, поскольку мы все равно прибыли на терминал Silja, то я попробовал узнать, можно ли уехать на этом пароме. Оказалось – нельзя. Входные билеты (без мест) еще присутствовали, а вот для машины места не оставалось. Поэтому, взяв план проезда до терминала Viking Line, который находится в центре Стокгольма, и, занеся маршрут в Autoroute, мы отправились дальше. Доехать до терминала оказалось не так и просто – у нас по пути встречались туннели, в которых GPS терял связь со спутником. А туннели эти были еще и с развязками. Поэтому, сделав несколько кругов лишних по городу, мы все-таки вернулись на нужный маршрут и вскоре прибыли на накопительную площадку перед терминалом.
Посмотрев в почте номер своей брони, я отправился к информационному пункту выяснять, как у нас обстоят дела. Оказалось – великолепно, бронь была действительна, а оплатить можно прямо при регистрации. Через час началась регистрация, мы получили магнитные ключи от нашей каюты и, отстояв очередь, заехали на паром.
Поужинав, погуляв по парому, мы вчетвером отправились в бар, отметить окончание нашего путешествия. И тут Юля вскакивает с места и бежит в непонятном мне направлении. Оказалось, она встретила свою одноклассницу с мужем. Мир все-таки тесен. Поэтому остаток вечера мы в приятной компании провели в этом баре с видом на закат и скрывающуюся за горизонтом Скандинавию.
15 Июля, день пятнадцатый, Хельсинки – Санкт-Петербург.
Если рассматривать среднюю насыщенность одного дня нашего путешествия, то последний день не запомнился ничем. Выгрузившись с парома, устроили Никите обзорную экскурсию по Хельсинки, а затем по стандартному маршруту Итякескус – Джумбо – Брусничное доехали до границы.
Впечатления от Родины описывать не хочется – каждый раз после отпуска, возвращаясь в Россию, хочется срочно развернуться назад. Этот раз не стал исключением. Однако, путешествие закончилось, но у нас остались воспоминания об этих прекрасных двух неделях, проведенных в волшебной стране Норвегия.